Меню
+7 (473) 222-70-21

Раннее обучение иностранному языку – ожидания и реальность

Главная / Статьи / Раннее обучение иностранному языку – ожидания и реальность

Раннее обучение иностранному языку – ожидания и реальность

Каждый родитель мечтает дать своим детям только самое лучшее. Вот типичная ситуация: «Моему Ванечке уже три годика, не пора ли отдать его на английский!?» Существуют еще и более «продвинутые» мамы, которые задумываются об иностранном с 1,5 – 2 лет! Давайте рассмотрим подробнее особенности раннего обучения ребенка.

Итак, если родители сами не владеют, скажем, английским языком и не практикуют в ежедневной жизни общение на нём, то смысл в супер раннем обучении (до 4-5 лет) очень мал. Малыш в этом возрасте не совсем готов к коммуникации физически и психологически, все его интересы обращены вовнутрь себя, на свои физиологические нужды. Ребенок не понимает, для чего он учит иностранные слова, и не знает, где применить заученные фразы, ведь никто в его окружении не говорит на английском! Безусловно, малыш в состоянии запомнить несколько десятков слов и выражений в этом возрасте, но без реальной практики выученные фразы быстро забываются и мотивация учить английский и у родителей, и у детей мгновенно ослабевает, так как ожидания родителей порой очень далеки от реальных возможностей ребенка.

Совершенно другая ситуация складывается, когда родители дома увлечены английским и в семье говорят на нем, слушают радио, смотрят телевизионные передачи на языке либо часто всей семьей выезжают за рубеж, где все дети вокруг говорят на иностранном. В таком случае малыш уже в 2-3 года начинает впитывать речь, как губка. И ранее обучение языку идёт по модели билингва – то есть естественным путём. Ребенок очень много слушает иностранную речь, артикуляцию, интонации, после чего он начинает имитировать услышанное, пропускать речь через себя, применяя её к окружающему его миру. Только при этом условии он «мелкими шажочками» включается в коммуникацию, продуцируя свою собственную речь. Если еще к такой идеальной билингвальной ситуации в семье добавить 2-3 занятия в неделю в группе с другими детьми – то результат не заставит себя ждать.

Опять же, обращаю внимание родителей на немаловажный факт: если у вашего ребенка есть серьезные трудности с родной речью в плане артикуляции, словарного запаса, неврологические проблемы, то не торопитесь с иностранным языком – ребенок только ещё больше запутается. Пусть он сначала начнет внятно выражать свои мысли на родном языке. Более того, если возникнут неудачи на начальном этапе, у малыша может развиться стойкое отторжение к предмету в будущем.

Идеальным, на мой взгляд, возрастом для начала изучения иностранного языка является 5-6 лет, когда у детей возникает стойкая потребность в коммуникации, когда развивается познавательная активность. Если приступать в этом возрасте к изучению иностранного языка, очень важно выбрать верную методику обучения. Так как дошкольники воспринимают мир через чувственный опыт, то обучение полностью должно базироваться на игре. Такой этап развития называется сенсорно-моторной или предметной стадией, когда самыми эффективными упражнениями для изучения иностранных языков являются творческие задания (рисование, поделки, инсценировки, песни, подвижные игры). Класс также должен быть правильно оборудован: иметь множество наглядных пособий, карточек, игрушек, на уроке должны использоваться элементы лепки, оригами и даже мультфильмов —  в общем, всё то, чем любят заниматься дошкольники. Ведь ведущий вид деятельности в этом возрасте – это игра.

Что касается формы обучения для дошкольников, то здесь я рекомендую только групповые занятия. В раннем возрасте очень важен коллектив, элемент состязательности. Ребенок просто не сможет удержать пристальное внимание учителя на индивидуальных занятиях либо даже, если он и сможет его удержать, малышу будет не совсем комфортно – он будет испытывать напряжение на занятии, что может плохо отразиться на мотивации к предмету.

Заложив в раннем детстве положительный опыт изучения иностранного языка, вы создаёте прочную основу будущего развития личности дошкольника и получите в дальнейшем больше гарантий того, что и в зрелом возрасте освоение будет увенчано успехом.